В 2017 году Джанкою исполнилось 100 лет

Джанкой в переводе на русский язык означает:  «джан» — душа, милый; «кой» — деревня, т.е. «милая деревня». Расположение населенного пункта возле речки и колодца в безводной  Крымской степи делало Джанкой действительно приятным местом, особенно в летний зной. Слово «Джанкой» в то время было очень популярным. Им назывались многие селения, например, Феодосийского, Ялтинского, Евпаторийского уездов. На карте Крыма, изданной в 1816 году,   помечено небольшое селение Керлеут, которое и сегодня входит в черту города, как его район. В южной части располагалась деревушка Кият, но от нее никаких следов не осталось.

«Джанкой» упоминается в некоторых статистических сборниках, характеризующих Перекопский уезд. Самые ранние сведения о Джанкое встречаются за 1855 год. В 1855 году Джанкой являлся почтовой станцией. В 1856 — 1863 годах Джанкой входил в состав Богемской волости Перекопского уезда Таврической губернии. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона сказано, что на  месте станции Джанкой была прежде татарская деревушка, опустевшая после  эмиграции татар в Турцию. В Списках населенных  мест  Российской империи (Таврическая  губерния, Перекопский уезд), изданных в 1865 году в Петербурге, указывается, что в 1864 году  в  Стане 3 дер. Джанкое проживало 53  мужчины и 61 женщина. Это была общественная  деревушка немцев – колонистов из 20 дворов. Немцы  поселились после массовой эмиграции татар в Турцию.

В 1871 году начинаются  работы  по строительству Лозово — Севастопольской  железной дороги. Строительство  железной дороги продолжалось три  с половиной года. 2 июня 1874 года со станции Джанкой  на Симферополь отправился первый товарный поезд. Джанкой был впервые связан железной дорогой  с центральными районами России и Симферополем. В 1882 году  было закончено строительство железной дороги от Джанкоя до Феодосии, портового города на Черном море и Джанкой становится узловой станцией. В течение последующих шести лет  на станцию Джанкой из Таганаша (ныне ст. Соленое озеро) переводятся паровозное депо, дистанция пути, вагоноремонтный пункт и другие железнодорожные мастерские. В 1903 году было построено здание вокзала, которое  функционирует и сейчас. В 1905 году Джанкой стал станцией.

В 1905 году из Перекопа в Джанкой была переведена уездная земская управа. В 1866 году  в Перекопском уезде  было всего 13 начальных школ, 3 врача, 7 фельдшеров. Один врач обслуживал 146 населенных пунктов и 6687 чел.В 1896 году была открыта школа грамоты для русских детей начальная школа по ул. Крымской,  здание которой сохранилось до настоящего времени, в 1900 году  она стала  церковно-приходская, в 1908 году – железнодорожной. В 1904 году началось строительство православной церкви Тихвино-Богородичной, закончено в 1909году. В  1904 году поселке Джанкой  силами земства была открыта бесплатная народная библиотека. В 1909 году помещик  Ваграшак  Харасанов продал свои земли в Курмане (Красногвардейский район)  и построил  чугунно-литейный завод в г. Джанкое,  который именовался Харасановский. Главной продукцией завода  были косарки и конные молотилки, брички, бороны, плуги и другие сельскохозяйственные орудия. 1 января 1914 года  в поселке  устроена электростанция. В этом же году замощена улица Мариинская (ныне ул. Ленина).

 3 июля 1917 года  Джанкой преобразован в город.

День города согласно  Устава города  празднуется ежегодно в первую субботу сентября.

По состоянию на июнь 1917 года население города составляло около 10 тыс. человек, большинство русские. Вскоре состоялись первые выборы  городской думы. Среди действующих в Джанкое политических сил выделялась партия большевиков. Было образовано  бюро городского комитета партии, в него вошли: Л. Нагель, Реутов, Н. Костюк, создан красногвардейский отряд. Комиссаром Джанкойского отряда Красной гвардии стал Н.Костюк, его товарищем по установлению советской власти в городе был М. Тубальцев. 12 января 1918 года считается днем установления советской власти в Джанкое. Комендантом станции Джанкой был назначен М.Т.Тубольцев. В городе создается ревком. Председателем  военно-революционного комитета назначен Г. Бутенко, председателем  совета рабочих, солдатских и крестьянских  депутатов избран  М. Реутов.

Советская власть продержалась недолго, в апреле 1918 года началось наступление  германских войск на Украину, в середине июня 1919 года стали высаживаться деникинские войска.  В Джанкое разместился штаб генерала генерала Слащева, который с января по апрель  1920 года был фактически диктатором  Крыма. В Джанкое находились английская военная миссия, греческий батальон добровольцев.  С 12 ноября 1920 года началось наступление Красной армии на город. Джанкой называли  «вторым Верденом»: прикрытый естественной преградой  Сиваша и мощными Ишуньскими и Перекопскими укреплениями город представлял собой труднодоступную крепость.12 ноября 1920 года под ударами  войск под командованием М.В.Фрунзе «Крымский Верден» пал.  Командующий Южным фронтом  М.Фрунзе с вокзала в Джанкое послал телеграмму В.И.Ленину: «Сегодня нашей конницей взята Керчь. Южный фронт ликвидирован. Станция Джанкой. 16 ноября 1920 года».  По существу это было окончанием гражданской войны. Приказом Перекопского уездного ревкома от 17 ноября 1920 года № 1 назначен ревком г. Джанкоя Перекопского уезда, председатель –Шестаков. В уезде создано три района: Джанкойский, Курман-Кемельчицкий,  Армяно-базарский.8 декабря 1920 года ревком берет на учет заводы, мастерские, устанавливает рабочий контроль. Открыта Джанкойская смешанная гимназия. Был избран уездный комитет партии во главе с секретарем М. Пурыжинским.6 августа 1921 года состоялись первые выборы в  Джанкое, а 15 сентября – первый съезд, избрал уездно-городской  исполнительный комитет из 15  чел, председателем исполкома  стал В.А.Лобов.

В январе 1921 года открылась городская амбулатория, бесплатная стоматологическая лечебница, начала работу химико-бактериологическая амбулатория, работало 7 школ. Начал работу театр имени Ленина, клубы для рабочих. Дом культуры, библиотеки, детский сад на 20 мест. В ноябре 1921 года согласно Декрету ЦИК и СНК город Джанкой стал центром Джанкойского  округа, а с 6 ноября 1923 года центром района с населением 6873 человека. В мае 1923 года начаты работы по достройке Чонгарского моста. Восстанавливался чугуно-литейный завод, построен завод газовых вод, типография, городская электростанция, бойня, паровая мельница. К концу восстановительного периода в городе действовало 19 госпредприятий.

В  1925 году прошли выборы городского совета. Постановлением ВЦИК народных комиссаров  от 24.10.1925г. произошло оформление горсовета с 16 января 1926 года. Председатель РИК стал Федосеев И.Ф.В годы первой и второй пятилеток с ростом производства сельскохозяйственной продукции  в городе создавалась крупная мукомольная промышленность, расширялся маслодельный завод, промыслово-кооперативные артели, построен хлопкоочистительный завод по первичной переработке хлопка.В 1938 году Автотракторный ремонтный завод выпускал токарные станки, производил ремонт тракторных моторов, комбайнов, автомоторов и сельхозмашин. В одном из цехов изготавливались мелкокалиберные осколочные авиабомбы. В годы второй пятилетки было закончено строительство вагонного депо,  расширена станция. История сохранила имена железнодорожников: машинисты паровозного депо  Ухин, И.Д.  Третьяк, Малеванный, которые стали первыми стахановцами города. С 1912 года начал свою работу в Джанкое стрелочником, затем составителем поездов  А.Т. Личман,  награжденный в 1939 году  орденом В. Ленина. К 1939 году в городе проживало около 20 тыс. человек, появились новые кварталы и улицы жилых домов, построен районный дом культуры, работало два клуба в городе. К началу 1940 года  в  6 начальных, 3 неполных средних, 3 средних, школа для подростков обучалось   4 тыс. учащихся, 2 больницы на 145 коек, 2 поликлиники. 31 октября 1941 года Джанкой был оккупирован германскими войсками. Почти два с половиной года (893 дня) продолжалась оккупация. Было уничтожено несколько тысяч советских военнопленных в четырех концентрационных лагерях, созданных в городе. Тысячи  военнопленных и гражданского населения были расстреляны в противотанковом рву на северной окраине города, 6 тыс. джанкойцев угнано на каторжные работы в Германию. Сотни наших земляков сражались в рядах Красной Армии, Военно-морского флота. В обороне Севастополя участвовали С.С.Рогозин, Е.Н. Бильдер, Г.М. Самбурский,  первым высадился на правый берег Днепра со своим взводом разведчиков В.Захаров, Герой Советского Союза. Звания Героя Советского Союза удостоен наш земляк  А.В.Немков.

Посмертно удостоены звания Героя Советского Союза  офицер, поэт  Я. И. Чапичев,  командир танка Мария Октябрьская. В годы оккупации в белогорских лесах действовал джанкойский партизанский отряд, командиром которого был И. Рюмшин. В городе действовало несколько подпольных групп. Активно действовала подпольная группа, в которую входили З.Н. Ринкс, М.В. Варда, Д.М. Зарницына. Им помогали пионеры:  О.Ринкс,    Н. Варда,  К. Маневская,  Л.Зарницына и многие другие. Учитель А.А.Драгомирова была расстреляна фашистами за помощь военнопленным. Весна 1944 года. Планами командования 4 Украинского фронта решено было нанести главный удар по врагу  силами 51 армии с плацдарма на южном берегу Сиваша, 19 Перекопского Краснознаменного танкового корпуса. Большую помощь в наступлении наземным войскам  оказали  летчики 8 Воздушной Армии. Особенно в боях за Крым отличились 6 гвардейская Краснознаменная Таганрогская орденов Суворова и Кутузова бомбардировочная авиационная дивизия под командованием и личном участии в боевых операциях генерал-лейтенанта Г.А.Чечуева. Наступление по освобождению Крыма началось  в 10 часов 30 минут 8 апреля 1944 года после двух с половиной часов артподготовки. Войска 2 гвардейской армии в районе Перекопа и 51 армия с плацдарма на южном берегу Сиваша перешли в решительное наступление. Наиболее ощутимого успеха в этот день  добился  63 стрелковый корпус (командующий генерал-майор П.К.Кошевой), который в  тяжелых боях отразил несколько контратак  противника.

11 апреля 1944 года- День освобождения Джанкоя.

Утром 11 апреля 1944 года 63 стрелковый корпус и 19 танковый корпус перешли в наступление. Для освобождения  Джанкоя была сформирован особый отряд. Во главе его стал командир 202-й Сивашской Краснознаменной танковой бригады 19 танкового корпуса гвардии полковник М.Г.Фещенко. К 11 часам отряд ворвался на северную окраину  города. 26 мотострелковая бригада подполковника А.П. Храповицкого из 19 танкового корпуса  нанесла удар по району железнодорожной станции. Это окончательно решило успех боев за Джанкой. Особенно прославились командир танковой  роты старший лейтенант П.А.Кубышкин, командир десантной роты автоматчиков лейтенант Т.К. Щербанев, подразделения которых первыми ворвалсть в город на танках. За героизм в боях за Джанкой им присвоено звание Героя Советского Союза. Во время боев за железнодорожный узел в Джанкое и Севастополь активно участвовали летчики 628 истребительного полка 10 Ростовского авиакорпуса ПВО. В эти дни  здесь погибли подполковник Е.Н.Грищенко, лейтенант А.Н.Денисенко и другие воины. В бою за город погибли майор  Бейлис, лейтенант Беляев, рядовые Акимов, Дьячков, Шевченко, Чуркин. К 18.00  11 апреля 1944 года город  Джанкой был полностью освобожден.В приказе  Верховного Главнокомандующего отмечалось: «Сегодня, 11 апреля, в 21 час столица нашей Родины Москва салютует доблестным войскам 4 Украинского фронта, прорвавшим оборону противника на Перекопе, Сиваше и  овладевшим городом Джанкоем, двадцатью артиллерийскими залпами из 224 орудий». Звания Героя Светского Союза за освобождение Крыма посмертно присвоено: гвардии младшему лейтенанту А.Г.Павлову, командиру танкового  батальона бригады Н.И.Машкарину, командиру 867 самоходного артиллерийского полка А.Г.Свидерскому. Многим воинским соединениям были присвоены почетные наименования, 126 советских воинов, в том числе наш земляк И.К. Яцуненко, были удостоены звания Герой Советского Союза за героизм и мужество в боях  за освобождение Крыма. Народному хозяйству города был причинен значительный ущерб. Из 33 промышленных и коммунальных предприятий уцелело только одно. 21 апреля возобновил деятельность исполком районного совета депутатов трудящихся во главе с Г.Я.Котляром. Уже к началу мая 1944 года на станции  Джанкой были восстановлены все пути, вагоноремонтный пункт. Рабочие Джанкойской МТС отремонтировали 33 трактора, 4 комбайна, 2 молотилки. Постановлением  Крымского совнаркома автотракторный ремонтный завод возобновил  работу с 8 июля 1944года. С марта 1959 года завод именуется Джанкойский машиностроительный  завод и специализируется на производстве сельскохозяйственных машин для нужд сельского хозяйства. В 1946 году на месте бывшего хлопкоочистительного завода началось строительство консервного завода. В августе 1946 года завод начал выпускать первую продукцию. В 1947 году составитель поездов А.Т. Личман награжден вторым орденом Ленина и ему присвоено звание лучшего стрелочника Приднепровской железной дороги.

Джанкой в 70-е годы XX века   

1 января 1963 года Джанкой стал городом областного подчинения. В 1961 году началось строительство Северо-Крымского канала. Начала  решатся проблема с орошением степного и юго-восточного Крыма для развития сельского хозяйства. Джанкой стал опорным пунктом этой стройки века. Была создана промышленная база — завод железобетонных изделий, мощностью до 30 тыс. куб. железобетона в год, ремонтно-механический завод. Первый ковш земли из русла будущего канала вынул один из ветеранов стройки И.Ф.Малышев, экскаваторщик строительно-монтажного управления № 9. 9 октября 1963 года ему было поручено открыть перемычку на 78 км канала и пустить воды Днепра в КрымС 1962 года машиностроительный завод  выпускает новую продукцию:  комбинированный деревообрабатывающий станок,  прицепные самосвальные тележки  для перевозки грубых кормов. С 1967 года завод выпускает прицепы новой модификации. В 70-е годы начато создание новых тракторных прицепов, которые пользовались большим спросом.       Консервный завод стал выпускать более 50-ти наименований овощных и томатных консервов. В 70-е годы начата реконструкция основных цехов завода. За период 60-70-х годов в городе появилось множество новостроек, появились многоэтажные жилые дома с благоустроенными квартирами. В городе вело строительство Джанкойское строительное управление (начальник Боярко М.И., ныне заслуженный строитель Крыма), строительное управление № 3 дорожного треста Приднепровской железной дороги, строительно-монтажное управление «Крымканалстрой» и другие. Были построены и введены в строй универмаг, кинотеатр «Октябрь», родильный дом, Дворец культуры строителей Северо-Крымского канала, механическая прачечная, средняя школа на 930 учащихся. В городе работало 6 средних, 2 восьмилетние, вечерняя и заочная средние школы рабочей молодежи, школа-интернат. В 1954 году, основано профессионально-техническое училище № 45 (в 2015 году реорганизовано в железнодорожно-строительный техникум), готовившее механизаторов сельского хозяйства, бульдозеристов, скреперистов, маляров и штукатуров. С 1961 по 1963 годы  в училище обучались по специальности «механизаторы»  320 представителей Кубы. За период последних пятилеток в 70-80-е годы построена школа № 8,  районная больница, которая обслуживает жителей города и района. С 1 июня 1976 года машзавод был передан  в состав Всесоюзного промышленного объединения. Консервный завод стал  предприятием союзного значения. Его продукция  находила сбыт не только в стране, но и за рубежом: в Монголии, Польше. Здесь начал свою трудовую биографию рабочий, ставший директором завода – Филькевич В.П. Звания Герой Социалистического Труда удостоен машинист паровоза А.В.Гострый и ветеран стройки Северо-Крымского канала И.Ф.Малышев. Орденом Трудового Красного Знамени были награждены врачи Чашко Н.В., Титаренко В.Д., Добаткина В.А., орденом «Знак Почета – Мартынов И.Ф.. Орденом «Знак Почета» награждены работники образования: Войталевич В.В.,  Федоренко Н.И., Бахоткин М.Д.

В настоящее время городской округ Джанкой является самостоятельной административно-территориальной единицей, имеет статус города республиканского подчинения Республике Крым в соответствии с административно-территориальным устройством Российской Федерации. С марта 2014 года, после воссоединения Крыма с Россией — Джанкой получил статус пограничного города на границе с Украиной. В Джанкое находятся железнодорожный и международный автомобильный (Чонгар) пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации. По информации администрации города численность населения на начало 2014 года составляла 35,7 тыс. человек. 

3 июля 2017 года нашему городу исполнилось 100 лет.

Историческую справку подготовил Владимир Кривошеев

История одной песни

    Поэт  Николай Марянин  и композитор Сергей Лямин написали песню о нашем городе, которая называется  «Город-душа».  Историю ее написания мы  узнали у  Николая Марянина,  члена союза писателей России, автора более двухсот поэтических произведений. Автор видеоклипа — джанкоец Леонид Дудко.

 «Город-душа» плывёт в Россию

      Мы с композитором и певцом Сергеем Ляминым живём на Волге, в Ульяновске. На мои стихи он написал более 200 песен, в том числе несколько десятков гимнов. Мы даже собирались как-то создать музыкальный проект «История государства Российского в песнях и гимнах». А в июне 2007 года нам случайно встретилась в интернете информация, что в Джанкое объявлен конкурс то ли на лучший гимн, то ли на лучшую песню о городе. Никто из нас в Крыму не был, поэтому впечатлений о Джанкое пришлось набираться в «мировой паутине». Я выяснил, к примеру, что название Джанкой местные жители чаще всего переводят с тюркского как «милая деревня». Но у слова «джан» в тюркском языке есть и другое значение — «душа». Поэтому у меня и возник сразу поэтический образ, который стал и лейтмотивом, и названием песни — «Город-душа». Кроме того, я внимательно изучил карту Джанкоя и окрестностей, чтобы зафиксировать положение города в космической системе координат — Таврида, Крым, речка Степная, Сиваш, Чёрное море, Земля, Вселенная… Вот и получилась в итоге песня о том, как город-душа плывёт среди звёзд на попутных ветрах в крымскую сказку нашей любви.

       Песню мы отправили тогда в администрацию Джанкоя, сопроводив припиской, что если она джанкойцам понравится, то мы не будем возражать, если местные коллективы её аранжируют с учётом местных традиций и будут использовать в своём репертуаре. Ну и пожелали мира и процветания Джанкою и всем его жителям. Песня, видимо, организаторам конкурса не понравилась, ответа мы от них не получили, а вскоре и сами о песне этой забыли… А когда неожиданно для всех Крым в одночасье вернулся в Россию, я вдруг вспомнил, что и Джанкой теперь вернулся, как в песне поётся, «к началу начал», завершив своё космическое плавание возвращением на историческую родину.

     Дня через три после референдума о присоединении к России, с ликованием в душе и восторгом в сердце, я отправил песню «Город-душа» на сайт «Ворота Крыма», сопроводив коротким письмом: «Привет, братья! Давным-давно мы написали песню о Джанкое, и сейчас, когда вы вернулись в Россию, дарим её вам. Один из переводов названия Джанкоя — «город-душа», это нас и вдохновило. Живём мы в Ульяновске на Волге, так что пламенный привет от всех волжан!» Песня в тот же день была выставлена на сайте, а через некоторое время я обнаружил в интернете клип песни, в котором использованы фотографии Джанкоя в дни проведения референдума…

   Песен о российских городах и весях у нас с Сергеем Ляминым много, некоторые из них записаны и размещены на сайте «Изба-Читальня»,при желании их можно даже послушать.   Есть там и песня о Джанкое «Город-душа». И официальные гимны тоже есть — Ульяновской области, городов Ульяновска и Читы, Ханты-Мансийского музея Природы и Человека, различных селений, предприятий, библиотек, учебных заведений… Все они тоже написаны не специально, а по случаю: то конкурс объявят, то попросят сильно. А уж нужны ли кому-то такие песни, пусть решают жители сёл и городов, о которых в этих песнях поётся. Крым, кстати, упоминается и в нашей песне о Новороссии  «Русское солнце»  Теперь это наша с вами общая песня.

 Николай МАРЯНИН,

поэт и краевед, член Союза писателей России.

г.Ульяновск.